Бенвенуто Челлини — отец всех Алфи

Бенвенуто Челлини

Современники говорили, что в руке этого замечательного ювелира, которая так хорошо умеет всаживать кинжал в человеческое тело, есть какое-то волшебное мастерство, превращающее куски золота и серебра в настоящие произведения искусства. Однако Бенвенуто Челлини, бандит с руками демиурга, пускал в ход кинжал не реже, чем резец, которым он создал свои шедевры.

Как и полагалось уважающему себя человеку Возрождения, Бенвенуто Челлини умел все. Играть на флейте, стрелять из аркебузы, гранить алмазы, наживать врагов, избавляться от них и благополучно возвращаться к работе над очередной статуэткой или безделушкой. Впрочем, что бы Челлини ни делал, больше всего на свете он жаждал двух вещей: богатства и славы. Получилось у него, надо сказать, удачно.


Ссоры с Папой были ужасны и комичны

Непростой человек с непростой судьбой, Бенвенуто Челлини родился 1 ноября 1500 года во Флоренции. Он был сыном музыканта и архитектора Джованни Челлини и стал 19-м ребенком в семье. Как водится, отец, заметив у сына талант игры на флейте, принуждал его стать музыкантом. Однако Бенвенуто, обладая весьма упрямым характером, даже в детстве не позволял собой руководить.

Вопреки воле отца, в 15 лет он поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. «Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах, — вспоминал мастер в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто Челлини». — Мой отец не хотел, чтобы он платил мне жалованье, как принято другим ученикам, с тем, чтобы я, так как я добровольно взялся исполнять это художество, вдосталь мог рисовать, сколько мне угодно. Такова была великая охота или склонность, или и то, и другое, что в несколько месяцев я наверстал хороших и даже лучших юношей в цехе и начал извлекать плод из своих трудов».

Вскоре, заподозренный в убийстве коллеги, Челлини из Рима бежал в Неаполь. В целом, из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто, еще не достигнув 17 лет, успел сменить несколько городов. Он работал во Флоренции и Риме, потом в Пизе и Сиене и снова в Риме. В перемене мест был и толк – так он познакомился с известными художниками и скульпторами, учился у самого Микеланджело. Папа Климент VII, изумленный способностями паренька, взял его на должность чеканного мастера монетного двора.

Климент VII

Климент VII

Из-за таланта Климент VII прощал ему любые выходки. Челлини затягивал и менял сроки работы, откладывал папские заказы ради своих замыслов, не отдавал выполненных работ и гнал к черту папских гонцов. Папа скрежетал зубами и вызывал его в Ватикан. Их ссоры были ужасны и в то же время комичны. «Этот дьявол Бенвенуто не выносит никаких замечаний!» — кричал Климент, обрушивая на строптивого художника гром небесный, а Челлини с гордо поднятой головой отвечал ему в тон, да так, что кардиналы бледнели и беспокойно переглядывались. Но стоило мастеру показать Папе перстень, вазу или камею, как милость тотчас бывала ему возвращена. «Такие люди, как Бенвенуто, единственные в своем художестве, не могут быть подчинены закону», — объявил однажды Климент.

При папском дворе Челлини работал десять лет, до 1530 года. Именно к этому периоду относится создание его знаменитой медали Пьетро Бембо. Но история повторилась — запальчивый Челлини прямо на городской улице убил мастера Помпео, с которым у него были счеты. «Я взялся за маленький колючий кинжальчик, — пишет Челлини в своем жизнеописании, — и, разорвав цепь его молодцов, обхватил его за грудь с такой быстротой и спокойствием духа, что никто из сказанных не успел заступиться».

Убийство не входило в его намерения, поясняет Челлини, «но, как говорится, бьешь не по уговору». Какого-то солдата, убийцу своего брата, он выслеживал, пока не заколол его у дверей кабака ударом стилета в шею. Почтового смотрителя, который не вернул ему после ночлега стремена, Челлини убил из аркебузы. Работнику, ушедшему от него в разгар работы, он решил в душе отрезать руку. Один трактирщик, у которого остановился ювелир, потребовал уплаты за ночлег вперед. Это лишило Челлини сна: он провел ночь, обдумывая планы мести. «То мне приходила мысль поджечь ему дом; то зарезать ему четырех добрых коней, которые у него стояли в конюшне, — писал он. — Наконец я взял ножик, который был как бритва; и четыре постели, которые там были, я все их ему искрошил этим ножом».

В очередной раз его страстная натура сыграла с ним злую шутку, когда к ювелиру пришла мысль присвоить немножко драгоценностей из выданных ему на сохранение папских сокровищ. История эта в конце концов всплыла наружу, к тому же Челлини припомнили прежние убийства на дуэлях, и мастер попал в папскую тюрьму, замок святого Ангела, считавшийся самой надежной крепостью на свете. Однако Челлини удалось совершить невозможное – через два года он умудрился сбежать и в декабре 1539 года, боясь новых напастей, отправился во Францию. После бесконечной цепи путешествий по стране, Челлини объявился при дворе короля Франциска I.

Избитая нимфа

Король встретил Бенвенуто весьма благосклонно. Щедроты, которыми он осыпал флорентийца, изумили даже самого Челлини, знавшего себе цену. Франциск давал ему деньги, не дожидаясь выполнения работ. «Я утоплю тебя в золоте», — сказал он однажды. Вместо мастерской король подарил Челлини замок Маленький Нель. Здесь, в 1542-1543 гг. скульптор создал одно из своих знаменитых произведений – бронзовую скульптуру «Нимфу Фонтенбло». «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля; с одного края я сделал полурельефом козуль и кабанов, и другую дичину… С другого края легавых и борзых разного рода, потому что так производит этот прекраснейший лес, где рождается источник», — писал мастер. Тем удивительнее, что такая замечательная работа создавалась в атмосфере гнева, которая сопровождала Челлини всю его жизнь.

Работа над скульптурой стала для девушки-натурщицы адом

Работа над скульптурой стала для девушки-натурщицы адом

Моделью для скульптуры служила молодая натурщица, любовница Бенвенуто. Однажды он застал ее с одним из своих подмастерьев, и с этого момента работа для девушки превратилась в ад. Мстительный Челлини заставлял ее часами позировать в самых неудобных позах. Когда девушка потеряла терпение, Челлини, по собственным воспоминаниям, «отдавшись в добычу гневу, схватил ее за волосы и таскал ее по комнате, колотя ее ногами и кулаками, пока не устал». На следующий день испуганная натурщица снова ластилась к нему, Челлини размякал, но, только вспомнив об измене, опять беспощадно колотил ее. Эти сцены повторялись несколько дней, «как из-под чекана».

Во Франции итальянец выполнил немало других заказов, в том числе знаменитую золотую солонку — единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. Однако мастер рассорился с сильными мира сего и здесь, так что пришлось ему возвращаться на родину — во Флоренцию.

Надо сказать, что помимо своей вспыльчивости, Челлини был еще невероятно заносчив, а его вера в собственную богоизбранность была безмерно велика. В мемуарах «Жизнь…», например, он перечисляет сразу несколько фактов, которые указывают на его исключительность. Так, в раннем детстве Бенвенуто схватил руками скорпиона, и тот не ужалил его. Потом он видел в огне саламандру, в некоторой степени мистическое животное, и поскольку никто другой из присутствующих ее не видел, то это был, конечно, знак. А когда он сидел в тюрьме св. Ангела, то к нему, по его словам, приходили Христос и Мадонна с двумя коленопреклоненными ангелами по бокам. Когда он вышел из тюрьмы, то вокруг его головы появилось сияние — настоящий нимб, как у святых. Сам он рассказывает об этом весьма торжественно и искренне верит в то, что говорит: «Вот чего сподобил меня Бог: после видения, о котором я рассказывал, у меня вокруг головы осталось сияние, явление чудесное. Его видели все очень разные люди, которым я его показывал».

Знаменитая солонка, единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира

Знаменитая солонка, единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира

Бенвенуто считал себя одним из великих мира сего, не только равным герцогам, но и куда более значительным. Однажды, по пути во Францию он должен был заехать в Феррару к кардиналу д’Эсте. Навстречу художнику выехал слуга кардинала, который сказал ему, что д’Эсте просит его поторопиться и ехать на почтовых. «Я ему ответил, что мое искусство не делается на почтовых, — пишет Бенвенуто. – Что когда я путешествую, то езжу неутомительными переходами, что меня должен сопровождать конный слуга для личных услуг, что я должен быть снабжен деньгами, достаточными для дороги». Кардинальский посланец высокомерно ответил, что так путешествуют только герцогские сыновья. Бенвенуто заметил, что не знает, как ездят герцогские сыновья, а если тот будет обзываться, то он не поедет совсем.

«Жизнь» под домашним арестом

Поэтому неудивительно, что когда правитель Флоренции герцог Козимо Медичи, заказавший Бенвенуто мраморную статую Персея, решил по скупости своей несколько снизить цену работы и намекнул, что другой художник сумел бы сделать не хуже, Бенвенуто вспылил. «Учитель мой Микеланджело Буонаротти, когда он был моложе, сделал бы так же, да и то она стоила бы ему трудов! Теперь, когда он очень стар, он, конечно, не сумеет этого. А потому я не думаю, чтобы сейчас оказался на свете человек, способный довести до конца такое дело!» — кричал он на герцога. Медичи клялся и божился, что выплатит все до последнего скудо. Уверениям герцога Челлини поверил на слово и юридического договора составлять не стал. К тому же, Медичи заявил, что отлить голову Медузы так, чтобы она свисала из руки Персея, попросту невозможно и пообещал скульптору, что в случае неудачи обвинит его в растрате. В общем, чтобы избежать беды, Челлини пришлось швырнуть в форму для отливки всю нашедшуюся в доме металлическую посуду, а огонь в печи, чтобы не погас, подпитывать мебелью.

Исследователи говорят, что в «Персее» Бенвенуто Челлини превзошел сам себя. Эта статуя – вершина архитектурного, скульптурного и ювелирного мастерства знаменитого художника.

Персей

Персей

27 апреля 1554 года на площади Синьории состоялось торжественное открытие статуи «Персей». «Тотчас же, пока еще не рассвело, собралось такое бесконечное множество народу, что сказать невозможно; и все в один голос состязались, кто лучше про нее скажет, — вспоминал Челлини. — Герцог стоял у нижнего окна во дворце, которое над входом, и так, полуспрятанный внутри окна, слышал все то, что про сказанную работу говорилось; и после того как он послушал несколько часов, он встал с таким воодушевлением и такой довольный, что, повернувшись к своему мессер Сфорца, сказал ему: «Сфорца, пойди и разыщи Бенвенуто, и скажи ему от моего имени, что он меня удовольствовал много больше, чем я сам ожидал”».

Тем не менее, работу над «Персеем» Челлини завершил с пустым кошельком. Герцог платил художнику все меньше: от ста скудо в месяц оплата упала до двадцати пяти, а потом и вовсе перестал платить. Челлини пытался бороться, но ему вежливо передали, что если он не уймется, то герцог прикажет выбросить «Персея» с площади. Козимо остался должен художнику до конца своей жизни.

После «Персея» заказов на большие работы не оказалось, и Бенвенуто пришлось вернуться к своему старому ремеслу — ювелирным изделиям. Его буйный нрав еще несколько раз дал о себе знать — в 1556 г. Челлини опять заключили в тюрьму за драку с другим ювелиром, а год спустя вынесли обвинение в гомосексуализме и поместили на четыре года под домашний арест. В это время он и написал свою знаменитую «Жизнь Бенвенуто Челлини».

В 62 года Челлини женился на своей сожительнице, донье Пьере. Он стал заботливым и любящим отцом пятерых детей, кроме упомянутых им в автобиографии двоих незаконных.

Бенвенуто Челлини умер 14 февраля 1571 г. в своем доме и был торжественно похоронен в часовне Флорентийской академии. Его «Жизнь…» передавалась из рук в руки и стала невероятно популярной. Написанная живым, разговорным языком, автобиография художника представляла собой настоящий авантюрный роман, столь же талантливый, как все, за что брался этот необыкновенно одаренный, страстный и необъяснимый человек.

Александра Билярчик,
по материалам Sovremennik.ws, GlobalForum.ru, People’s history

yagazeta.com

Оставить комментарий